На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ИНТЕРВЬЮ ИГОРЯ МОРОЗОВА В "МЕДИЦИНСКОЙ ГАЗЕТЕ"

- Игорь, сколько бы я тебя ни расспрашивал, так и не мог понять, чем конкретно ты занимался в Афгане. Сейчас название этого многострадального государства вновь активно зазвучало. Приоткройся...

- ИГОРЬ МОРОЗОВ: Ну, давай по пальцам... Во время войны в Афганистане нашим разведкам (ГРУ, КГБ, МВД) противостоял целый букет спецслужб США, Великобритании, Франции, Израиля, Пакистана, Китая, Индии.

.. Мы занимались сбором разведданных о деятельности этих разведок, прикрываясь якобы легальной борьбой с бандформированиями. Рутинная и малоинтересная работа. Методы любые, включая силовые. Категорически запрещалось ввязываться в армейские операции. Хотя жизнь вносила свои коррективы... Так, одна из групп "Каскада" откликнулась на SOS губернатора провинции, которого пытались захватить душманы. В итоге один сержант был убит, трое офицеров получили ранения. Дали награды, но и звезды с погон у многих полетели. Все мои командировки в Афган (одна длилась целый год) укладывались в очень простую схему: сначала страшно (потому что кругом стреляют, а ты не знаешь обстановки), потом на все наплевать (привык), затем снова страшно (потому что до отъезда в Союз остался месяц, хочется выжить). Вот в принципе и все. Никаких конкретных подвигов. Когда командующий армией  Громов вручал мне орден Красной Звезды, обоснование награды звучало так: за боевое обеспечение вывода советских войск...

- Тогда зайдем с другой стороны. Я немного знаю по собственному опыту, какая блестящую подготовку проходили будущие офицеры внешней разведки. С точки зрения даже не разведчика, а вообще человеческой личности. Будь моя воля, я бы некоторые программы Высшей школы КГБ перенес в обычные...

- ИГОРЬ МОРОЗОВ: Об этом, старина, я могу говорить бесконечно. Выпуская нас в жизнь с курсов, Бояринов (Герой Советского Союза, погиб в Афганистане) сказал, что теперь каждый из нас знает больше, чем любой человек, не являющийся чекистом. Нас научили реально видеть вещи, которые происходят в мире. Я остановлюсь на таком предмете, как вербовка. Карнеги на этом фоне выглядит просто первоклашкой. А вербовка - это в принципе то, что происходит в обыденной жизни ежечасно. Незаметно для себя мы постоянно "вербуем" друзей, сторонников, товарищей, начальников... Без вербовки вы быстро наживете врагов и не впишетесь ни в один социум.

- Добавлю: человеку, прошедшему настоящую (не паркетную) разведку, ничего не страшно в последующей жизни - никакие лишения, личные драмы - ничего! Расскажи о самой первой своей награде.

- ИГОРЬ МОРОЗОВ: 1978 год, взрыв в московском метро, погибло около 50 человек. Первый террористический акт! Я был включен в группу оперативников. Два месяца ежедневно мотался по линии "Выхино" - "Сходненская". В задачу входило: при обнаружении подозрительного предмета спокойно вынести его наверх, найти пустырь или новостройку , аккуратненько положить и только потом вызывать специалистов. Мне попался чемоданчик с тикающим механизмом. Пока выносил, семь потов сошло... К счастью, в чемоданчике оказался магнитофон "Романтик" с оборванным пассиком, который при вибрации вагона натурально "тикал". Андропов вынес мне благодарность - моей радости не было предела. Ты знаешь, террористов тогда вычислили и арестовали в Армении. Но их во всеуслышание пожалел академик Сахаров, требуя отнестись к ним не как к террористам, а как к идейным противникам советского строя. Жаль, что он не дожил до наших дней...

- В свое время Сахаров (о чем в 90-е годы неоднократно писали СМИ) был причастен к проекту удара с подводной лодки ядерной ракетой по Нью-Йорку. Невольно думаешь сегодня об Усане бен Ладене и трагедии в США... Согласись, тогдашнее КГБ было способно раскрыть практически любое заказное убийство, могло "дотянуться" до любого объекта. Да и того же Усану бен Ладена (если бы требовалось) ничего не стоило уничтожить. Я не преувеличиваю?

- ИГОРЬ МОРОЗОВ: Отвечу так. В сектор нашего изучения руководство Службы внешней разведки ввело одну очень далекую страну. О президенте ее мы знали все - от меню на завтрак до гардероба его любовницы, не говоря уже о привычках, маршрутах передвижения и так далее. И если бы вдруг потребовалось какое-то силовое вмешательство (переворот), то мы бы были там как дома. Кстати, эта методика хорошо отлажена в ЦРУ. А люди, подобные Бен Ладену, всегда находились под колпаком, хотя, если говорить конкретно об Усане, то он-то как раз "патронировался" американскими спецслужбами. В моей практике есть один показательный случай из недавней истории нашего славного КГБ, когда между Щелоковым и Андроповым наблюдалось некое противостояние. Конкретно: в Выхино милиционеры долго били случайно подвернувшегося майора из Секретариата КГБ - Афанасьева. Полуживого его увезли под Малаховку и бросили в зимнем лесу, предварительно раздев догола. Среди сотен других оперативников-чекистов я тоже работал по этому делу, хотя роль моя была минимальной. Я восхищался высочайшим профессиональным уровнем моих коллег. Такая деталь: при разговоре одному милиционеру незаметно в портупею на груди вставили "спутник"... Представляешь, какая требовалась виртуозность! Мерзавцев в милицейских погонах вычислили. Иначе в те годы просто не могло быть! Как и вообще не могло быть невыполнимых задач для КГБ.

                                (продолжение в комментариях)

наверх