На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Cтатья Натальи Сажиной в "Учительской газете", повествующая об "афганском" периоде жизни автора- исполнителя, руководителя группы "Ростов" и основателя "Голубых беретов" Олега Гонцова

Солдатские награды - два ордена Красной Звезды (ещё до выхода этой статьи 20 января 2007 года Олегу был вручён третий орден Красной Звезды \ прим. модератора\), медали «За отвагу», «От благодарного афганского народа» и другие. Эти награды на кителе у старшего прапорщика ВДВ Олега Гонцова за Афганистан... Горы, пустынные пространства, камни и кишлаки, жара и ледяной холод, друзья и враги, предатели, перебежчики и те, кто вешал на грудь незаслуженные медали и ордена. На войне процветали те же пороки, что и в мирной жизни, только усиленные реальной опасностью, проходившие по границе между жизнью и смертью, славой и позором, любовью и ненавистью.   
Память «афганца» не сожгли ни презрение чиновников, встречавших на Родине, ни некоторые журналисты, очернявшие в газетах и телевизионных передачах советских воинов, ни те, кто неумело снимал кино и писал книги про Афган. Память сохранила истину, которую осознавали еще там, видели своими глазами, которая была окровавленной тельняшкой на груди у друга, афганским песком скрипела на зубах, звенела в контуженой голове и болела под шрамами, оставленными осколками.И горькое, и смешное, и трагическое, и радостное, как листья с разных деревьев сметает ветер в один шуршащий холм, так и все воспоминания слились в одно слово - АФГАН...

 

В учебке ВДВ в Гайжюнае в роте на тумбочке дневального стоял негр. Самый настоящий, черный, с пухлыми губами. Олег замер, разглядывая его. А дневальный вдруг хриплым голосом спросил:

-Мужики, у вас закурить есть?

Еще не изучивший Устава и не знавший, что делать этого категорически нельзя, Олег угостил темнокожего парня сигаретой. Тут же чьи-то широкие ладони обхватили его голову сзади и повернули, почти подняв над землей. Перед Олегом стоял могучего телосложения сержант.

-Ты откуда, курок?!

-Из Ростова, - пытаясь поднять глаза на сержанта, отозвался Олег.

Сержант радостно потряс его за голову:

-Земеля! А я из Новочеркасска.

Перед этим новоприбывших построили в спортзале, и взводный Сергей Шкуров спросил:

-Кто хочет в разведку?

-А что там делать, в разведке? - Олег, как всегда, лез с вопросами. За свой язык он то и дело во время службы получал наряды вне очереди.

-Бегать! Бегать, как собаки, - забасил в ответ здоровенный сержант.

-А где не надо бегать?

-Наводчики-операторы не бегают. Их возят.

-Тогда пойду в наводчики.

Олег угодил-таки в разведку, лишний раз убедившись, что судьбу не обманешь. Его отец полковник ВДВ, ветеран Великой Отечественной войны, заканчивал свою службу в разведуправлении Северо-Кавказского округа. Мечтал о том, что сын поступит в воздушно-десантное училище, но Олег с железным юношеским упорством воспротивился и даже несколько лет из-за этого был с отцом в ссоре. Однако на срочную службу в 1980 году его призвали именно в Воздушно-десантные войска.

«Бог создал рай, а черт - учебку Гайжюнай» - придумали поговорку десантники. Учили в учебной дивизии на совесть, выпускали высококлассных специалистов - командиров отделения, механиков-наводчиков, саперов, зенитчиков, минометчиков, санинструкторов.

Почти все одногодки, оказавшиеся с Олегом вместе в учебке, отправились служить за границу - в Чехословакию, Германию, Монголию. Двенадцать человек, в том числе и Олега, отправили в Афганистан. Никто из них не писал рапорта о добровольном желании попасть туда, и тем не менее...

О войне они ничего толком не знали, хотя уже тогда до них доносились отголоски Афгана. На одной из вечерних поверок сообщили о гибели сержанта прошлого призыва. Почтили его память и только. Война еще была от них далеко и уже смертельно близко.

Сначала их привезли на зимние квартиры 103-й Витебской дивизии ВДВ. А потом отправили в Кабул через Ашхабад. В Кабул они прилетели ранним утром. Десантников построили на взлетном поле, а напротив выстроились загорелые, возмужавшие дембеля, улетавшие домой тем же самолетом. Они не рассказывали ничего, они не отнеслись к новичкам снисходительно, просто искали своих земляков, переговаривались, шутили.

Десантники дислоцировались у Министерства обороны Афганистана, неподалеку от дворца. Рядом стояла 37-я афганская бригада. Достаточно быстро Олег освоил местный разговорный язык, и из-за этого на него стали подозрительно коситься офицеры особого отдела.

Ротный Дымов, прилетевший из Кировобада чуть позже своих подчиненных, сразу настроил юных сержантов на нужный лад:

-Учитесь командовать. Вы - сержанты. Иначе снимут лычки, будете обычными бойцами. Командовать, конечно, непросто. Не все бойцы ваши ровесники. Во взводе больше половины - дембеля. Как поставите себя, так и пойдет.

Где с ростовским колоритным юморком, где повысив голос до нужных командирских высот, Олег справился и подход к бойцам все-таки нашел

.............................продолжение в комментариях................................

Картина дня

наверх